Cyril Slobin (slobin) wrote,
Cyril Slobin
slobin

Categories:

Образовательное

Этот текст был написан как комментарий к посту kot_kam об образовании (контекст: "люди, закончившие среднюю школу, на самом деле нифига не знают большей части того, что входит в якобы обязательную школьную программу"). Неожиданно beldmit попросил меня вынести его в отдельный пост. Ну... я и сам собирался, а явная просьба послужит индульгенцией не доводить качество текста до требований отдельного поста, а скопировать как есть. :-) Оригинал обсуждения здесь, далее копия комментария:

Про ЦПШ ничего не знаю, кроме известной пародии Иванова, а про современное (в широком смысле, от позднесоветского до наших дней) имею сказать следующее:

1) По факту у нас всеобщее начальное образование. Ну или, другими словами, всеобщая грамотность. Читать и писать умеют все. Между прочим, 80 лет назад это было достижением!

2) Так называемое "всеобщее среднее образование" на самом деле решает задачу "как бы сделать так, чтобы ученик изучал то, к чему у него есть способности". Ту самую, над которой бьются светила современной педагогики. Ну да, это такой корявый метод решения: скажем вслух, что он обязан знать всё, ставить двойки и ругать за незнание того, что он всё равно выучить не сможет, отнимать тем самым время от более подходящих для него занятий... Я и не сказал, что это хороший метод! Но уж какой есть.

Да, чтобы не казалось, что он абсолютно и безнадёжно плох: "есть способности" не равнозначно "хочет". Если бы все дети делали что хотят, они бы питались исключительно пирожными! Вот этот метод и пытается заставлять детей учиться в надежде, что заставит среди прочего и тому, что данному конкретному ребёнку надо. А двойки по тем предметам, что не надо -- издержки метода. Ещё раз, я не говорю, что этот метод хорош. Я просто говорю, что цель на самом деле такая, а "всеобщее среднее" -- просто враньё кривой термин.

3) Этот пункт на самом деле не следует из предыдущих, его можно обсуждать отдельно. Но для полноты: высшее образование повторяет среднее: сначала "начальное высшее" (то, что в рамках данной специальности должны знать все, и, более того, реально знают все), потом специализация. Причём в ВУЗе, в отличие от школы, эта позиция отрефлексирована, и некоторые преподаватели неофициально говорят студентам "да, мы знаем, что для освоения всей программы требуется 48 часов в сутки, ну так важной частью высшего образования является умение понять, на какую половину требований можно забить... нет, требования снижать не будем".

Про среднюю школу такого не говорят, потому что школьники вроде ещё не должны этого уметь... И это действительно проблема. Но проблема локальная, в конкретной узкой постановке: должен ли школьник уметь сознательно не выполнять требований учителей? И как это умение оценивать? Я вот не знаю ответа. Я и для взрослых-то не знаю.

... Настойчивость, усидчивость и прилежание ...

Tags: krizopoj
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments