Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Атеистическое
sceptic
slobin

Есть такой формат разборок "верующие vs атеисты": первые заявляют вторым, что, если вы не верите во что-нибудь, то вы не можете отмечать праздники (не обязательно религиозные, речь вообще о самой идее праздника), или быть добрыми и милосердными. На что вторые отвечают первым, дескать, с чего это мы не можем, и вы что, добрые и милосердные только по приказу, а сами по себе никак?

В общем, я предлагаю отметить эмпирический факт, что атеистам свойственно в том числе поведение, которое верующие считают объяснимым только верой, и делают из этого вывод о наличии у атеистов скрытой (или скрываемой) веры. Но поведение поведению рознь. В некоторых аспектах разницы почти что и нет, а в некоторых -- очень даже есть. Причём интересно найти вторую.

Тут деталь: рассуждение "гомофоб -- это скрытый гей" почти всегда ложь и манипуляция, но, допустим, какая-то тень истины в нём есть. Поэтому поведение, атеистами яростно отрицаемое (например, веру в высший разум) мы считать не будем. Интересно найти что-то, что даже не отрицается, а полностью игнорируется. И именно найти поэтому найти трудно -- как заметить то, что никто не замечает?

Но я, кажется, нашёл: у нас полностью, напрочь отсутствует представление о внутренней важности дней недели. Просто должны быть выходные с разумной периодичностью, и всё. Ну, еврейская фишка про субботу воспринимается именно как чья-то фишка. А вот когда читаешь про католиков и их муки с определением пятницы в сложных условиях (всевозможные робинзонады), возникает чёткое ощущение, что перед тобой разбор некоторых проблем на условном примере.

Здесь поясню: это как можно обсуждать военную тактику на примере "синих" и "зелёных", чтобы абстрагироваться от того, кто и с кем воюет. В то, что для пишущего это не синие и зелёные, а очень даже красные и белые (если вы поняли, о чём я), поверить очень трудно. В отличие от "веры в высшее существо", тут в голове даже отрицательной привязанности нет. Замечать нечем, даже через отрицание.

Заметим, что к годовым праздникам это не относится. Их, конечно, можно переносить на несколько дней, но всё равно идея годовщины, юбилея, даты -- ощущается. А вот дня недели -- нет от слова "совсем".

... А если сломается время - мы его тоже починим? ...

Метки:

  • 1
По-моему, французы пытались в свое время при смене календаря откзазатья от недель и перейти на декады.

И вообще неделя это пережиток лунного календаря.

Кстати надо подумать, а я упоминал где-нибудь про дни недели, когда речь шла о жизни на других планетах с другими календарями? По-моему, нет. В "этой гипотезе я не нуждался".

С французами вообще очень интересно: те из из реформ, которые в итоге прижились, сейчас воспринимаются как само собой разумеющиеся (та же метрическая система), а те, что нет -- кажутся комичными. Из вторых: чтобы перехватить у христиан идею называть детей по святцам, они в своём революционном календаре не только месяцы переименовали (это-то как раз можно считать прижившимся хотя бы на несколько лет... события революции реально по этому календарю датируют), но и дали собственные имена всем отдельным дням. С идеей называть по ним детей... Я бы был (подглядывает) блин, я ж как раз на Санкюлотиды попадаю! Я был бы Талант! ;-) А вот ты был бы Рожь.

... Робеспьеровские планы ...


Вообще, если говорить об искреннем атеисте и искреннем верующем (про всякие культурные наносы вызванные воспитанием и необходимостью вписаться в окружение пока не говорим), то там, похоже, должна быть разница в выводах из картины мира. Важность дней недели или иных подобных моментов - очень частный случай. Другое дело, что тут довольно плохо будут работать диагностические признаки - из-за сильной размытости реальных множеств, частого несовпадения "бытовой" картины мира с декларируемой и непоследовательности у людей.

Например, по разному должны восприниматься приметы и разные бытовые ритуалы, являющиеся производными от той самой картины мира. То есть последовательный атеист, похоже, может принимать примету как психотерапевтическую практику - можно подкладывать пятак под пятку перед экзаменом просто чтобы успокоить нервы, как элемент игры (и в этом случае одна абсурдная практика безболезненно заменяется на другую); можно делать это потому что делают окружающие - но испытывать неловкость, если укажут, и в картине мира для этого особого места нет. При этом у верующего будет другое разделение этих бытовых ритуалов на важные и неважные - то есть часть будет восприниматься так же, а часть будет отделяться - потому что окажется сцепленной с его картиной мира.

Вот, как пример - натолкнулся недавно на упоминание того факта, что некоторое подмножество верующих, которых автор читаемой заметки назвал "инфицированными православным оккультизмом" намеренно пишут "без-" вместо "бес-" везде, где только можно. То есть у этой подгруппы помимо веры в наличие сверхъестественных сущностей (которую мы по условиям не трогаем), есть ещё и вера в силу слова в смысле призыва. Важность имени и всё такое. Моё внимание это привлекло именно потому, что у меня на этом месте точно дырка - то есть очень трудно такое примерять на себя оказалось с первой попытки. Но опять же - диагностический признак получается очень частным, потому что достаточно легко представить попытки подведения обоснований под такое и у формальных атеистов - с "повторяя что-то, ты себя настраиваешь на это" и так далее.

Очень трудно именно из-за того, что у реальных людей-то не столько поведение выстраивается по целостной картине мира, сколько идёт движение в обе стороны - и поступки по убеждениям, и убеждения по привычкам. "Не по хорошу мил, а по милу хорош".

ja ne toljko vsegda pishu "bez-" vmesto "bes-" no i vsegda "raz-" vmesto "ras-"

Вообще-то атеисты - точно такие же верующие, поскольку принимают свою картину мира на веру. Просто они верят, что бога нет (и запросто могут параллельно верить в существование инопланетян или всемирного заговора масонов). Так что никакой принципиальной разницы тут даже и быть не может. Какие-нибудь папуасы, верующие в существование бога-крокодила, тоже не имеют никаких представлений о внутренней важности дней недели. И я очень не уверен, что представление о важности дней недели есть у японцев. А точно такое же логически не обоснованное представление о важности определенных дней года есть и у тебя.

Разницу надо искать не там. Вот мы, агностики, честно признаем, что есть вопросы, на которые у нас нет доказательного ответа.

***они верят, что бога нет

Вы и правда верите, что единорогов и гоблинов нет? Вот так вот прям внушаете себе - "их нет, нет, я верю в это!" А в то, что Кощея и Бабы-Яги из сказок нет, вы тоже верите? Прям вот верите "Нет Кощея! Я верю в это!"

А если вам шизофреник расскажет про свой бред, вы будете ВЕРИТЬ, что этого нет? Или просто будете понимать, что это бред больного человека?

Тяжело вам жить. Во сколько всего вам приходится верить. ;)

*** Вот мы, агностики, честно признаем

Вы, наверное, и по поводу Деда Мороза агностик. Чтоб быть совсем "честным"!

Edited at 2018-02-06 07:18 (UTC)

(без темы) (Анонимно) Развернуть
Ага... (Анонимно) Развернуть
Фраза "вы не можете отмечать праздники" мне кажется странной. Если я отмечаю, то могу. Разве нет? :)

Я и в ритуалах некоторых участвовал в церквях, не будучи верующим. И что? Почему нельзя участвовать в ролевых играх? В конце концов разница лишь в том, что атеист осознает, что это игра.

А верующий внушает себе, что это всерьез. То есть он просто погружен в ролевку глубже. В остальном же разницы никакой.


Атеист может легко верить в премудрого Сталина, в приметы, в инопланетян, построивших пирамиды, во всемирный масонский заговор, в несущий счастие русский мир и еще в кучу всякой хуеты.

А какой-нибудь баптист из Флориды может быть очень рациональным и рассудочным человеком.

Поэтому разделение атеисты/верующие - крайне поверхностное. Вот в СССР масса народу были атеистами. Но как по мне, они были внутренне гораздо более мифологизированы, чем как бы религиозные европейцы или американцы.

Позволю себе занудство. Я бы не сказал, что разделение поверхностное. Оно вполне содержательное - просто приписываемые что атеистам, что верующим качества не так выражены, и не надо принимать его за разделение по прочим признакам. То есть вот неявно подразумеваемые вами в последнем предложении выше рациональность, критичность и последовательность, например, никоим образом не уникальная принадлежность атеистов, и если даже действительно коррелируют с религиозной позицией - то разве что на статистических масштабах, то есть не так, как удобно наблюдать в быту.

Поверхностно-то тут не разделение само по себе, а дополняющая его уверенность в том, что любая из этих групп сколько-то однородна и описывается некоторым "типичным представителем" (который обычно в голове у совершающего такую операцию получается довольно карикатурным). Ну тут понятно - наверное, ни по какому признаку человечество не делится на крупные группы так чётко, даже по физиологическому вроде пола. Религиозные взгляды тут просто не исключение, вот и всё...

про дни недели - хорошо!


"Пять тысяч лет назад здесь зависло и упало осевое время", ага-ага...

Погуглил, нашёл, не читал пока. В силу некоторых внутренних причин не хотел (больше) читать этого автора, но, возможно, пора пересмотреть это решение. Не обещаю, но подумаю.

... Покоя быстроты тебе стрелы летящей ...


Когда-то давно, в молодости, когда я был несколько талантливее и, главное, здоровее, я писал много текстов. Все, конечно, в стол, без мысли о публикации. Как понятно, там , в том столе и в том времени, они и остались, и речь не о них. Дело в том, что писал я их сравнительно много, были, конечно, периоды, когда что-то не получалось, а иногда прямо часто получалось. И невольно я заметил ритмику, с которой ко мне приходят мысли. выяснилось - при проверке на динамике нескольких лет - что во вторник ко мне приходит идея, в среду и четверг я урывками думаю какие-то ее детали, связи и части, в пятницу и субботу она некоторым образом затихает, отлеживается и достигает зрелости, а в воскресенье я ее записываю, уже готовую как текст.

Вопрос в том, с чем это на самом деле связано - с навязанным извне ритмом рабочей недели или с фазами луны (28-дневным эмоциональным биоритмом)

(Удалённый комментарий)
[режим зануды включен]

Так в 90% случаев или всегда?

[режим зануды остался включенным]

(Удалённый комментарий)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account